ТАЙФУН, ПРЕСТИЖ, ЛИВЕНЬ
СТАТЬИ
Относительное движение
Первая же категория, где такие устройства для гарантии неподвижности необходимы (например шпонки на валу), скорее можно считать. Точно так же и подвижные посадки можно разбить на полуподвижные, где движение затруднено и может производиться лишь в установочных или тому подобных целях, и вполне подвижные, или ходовые, где относительное движение совершается в процессе работы машины, т. е. должно быть достаточно свободным. Если эти четыре основных рода посадки дифференцировать еще по трехступенчатому признаку, то получим видов посадок 2-го класса, которые мы и обозначим условными буквами, считаемыми пока совершенно произвольными.
В соответствии со сказанным естественно считать среднюю графу, взятую в рамку, включающей основные посадки, а обе боковые — вариациями этих последних.
Назначенный конструктором исполнительный размер не может быть совершенно точно выдержан в производстве, что и прибавляет к конструктивным отклонениям случайные отклонен.
Эти случайные отклонения вызываются недостаточной жесткостью станка, неточностью его кинематики и его направляющих, вибрацией инструмента, нагревом детали за счет других подобных факторов, считающихся случайными.
Так же как и конструктивные отклонения, случайные отклонения являются величинами исчезающее малыми сравнительно с основными (конструктивными) размерами. Если это было бы иначе, мы не могли бы выполнить в натуре ни одного заданного размера, ни одной заданной формы и уже тем более даже приблизительно ни одного заданного конструктивного отклонения, а значит никакой заданной посадки.
Если в отношении самих конструктивных размеров случайные их отклонения исчезающее малы, то в отношении своих собратьев — конструктивных отклонений они уже лежат в одном порядке малости, хотя и должны быть сравнительно возможно малыми.